Страх болезни часто распространенное явление и далеко не всегда это явление связано со страхом смерти, как принято это считать.
С одной стороны, это вполне нормально, переживать за свое состояние здоровья и ответственно относиться к тому, что может плохо сказаться на самочувствии.
С другой стороны, когда опасения становятся навязчивыми и не дают покоя, этот страх перерастает в нечто большее, что уже начинает мешать жить самому человеку, превращая его желание жизни в категорию «не жизни».
Страх болезни может перерасти в ипохондрию и тогда действительно начнутся серьезные проблемы. Так устроено наша сознание, что предмет страха может запросто стать реальностью и последствия не заставят себя ждать, хоть на первый взгляд никаких предпосылок к тому может и не иметься вовсе.
Если причина страха заболеть, страха болезни – это страх самой смерти, то все решается достаточно просто и в том разобраться не сложно. Более подробно об этом вы можете прочитать здесь: «Страх смерти».
Если причины уходят в другое русло, то с этим будет посложнее. Но, при желании справится с подобного рода симптоматикой тоже вполне возможно, если задастся такой целью.
Для начала следует немного ознакомится с основными симптомами, которые возникают у людей, когда страх болезни начинает усиливаться и попадает в интервал крайнего варианта нормы или вовсе переходит в патологическую форму.
Симптоматика страха болезни
- перестраховка себя на все случаи жизни, зацикленность на предмете своего страха;
- постоянный поиск и обнаружение у себя симптомов различных заболеваний, изучение симптоматики;
- бесконечные разговоры о болезнях и их последствиях, несчастных случаях и прочих угрозах для здоровья;
- использование методов нетрадиционной медицины, домашних рецептов, знахарства при ложной симптоматике или на всякий случай;
- плохая физическая форма ввиду малоподвижного образа жизни введенных в жизнедеятельность ограничений;
- манипулирование симптоматикой, как реально существующей, так и мнимой;
- формирование финансовой статьи расходов на ритуальные услуги, подбор будущего «места жительства» на кладбище, интерес к кладбищенской атрибутике, организации самой похоронной процессии и так далее…
У страха воистину глаза большие. Причин для возникновения страха болезни, не важно о какой именно болезни идёт речь, множество. Спровоцировать этот страх так же, могут разные обстоятельства. Но всех их объединяет одно – это иррациональная природа происхождения самого страха болезни.
Как правило, не сама болезнь вовсе пугает человека, а последствия, которые она может принести. И тут имеются два сценария развития событий. Каждый из которых может быть, как по отдельности, так и присутствовать одновременно.
Чего не самом деле боится человек? Если рассмотреть первый сценарий, то он боится последствий, с которыми придется как-то жить дальше и причем самому в большинстве случаев.
Эта беда касается тех людей, которые не уверены в том, что кто-то сможет позаботится о них, если они станут недееспособными. Они останутся один на один с последствиями болезни и это реальный страх, он не вымышленный. В то время как страх самой болезни является вымышленным.
Под страхом болезни в данном случае скрывается страх последствий, которые могут возникнуть как в процессе возможного заболевания, так и после самой болезни, особенно если это существенно скажется на состоянии здоровья человека и его работоспособности, например.
Многие люди не хотят или не имеют такой возможности, по тем или иным причинам, возможности обременять свое окружение возникшими проблемами в связи со своим состоянием здоровья. Попадать от кого-то в зависимость из-за своего плохого самочувствия, например, для многих является не просто нежелательным, а вообще не приемлемым сценарием развития событий.
Возможно этим людям приходится самим о ком-то заботится и нести ответственность за кого-то, и они не могут себе позволить и мысли допустить, что станут недееспособными, не способными дальше осуществлять уход за своими подопечными, детьми, другими людьми, членами семьи и так далее.
Это ответственность, которая лежит на людях, носителей страха болезни, и порождает сам страх болезни. Чрезмерная ответственность, которая имеется у них по факту так же не возникла на пустом месте, все взаимосвязано.
Не способность рассмотреть иные варианты, кроме как самих себя в решении многих вопросов провоцирует усиление ответственности и соответственно повышение собственной значимости. Зачем нужна столь большая собственная значимость? Что, в свою очередь, стоит за ней? В каждом конкретном случае – это своя история…
Вопрос здесь заключается в том, насколько такие люди готовы к последствиям возможной болезни, которую предстоит перенести в виду тех жизненных обстоятельств, в которых они оказались. Не так страшна сама беда, как ее последствия и отношение к происходящему, в том и вся цена вопроса.
Следующий сценарий страха болезни – это чрезмерная концентрация внимания на своей собственной персоне. Почему это происходит? Потому как так устроен наш мозг, точнее, его работа, способность концентрировать свое внимание.
Когда у человека нет иных мыслей, более важных, направленных в сторону какой-либо деятельности или сконцентрированных на других людях, то все внимание сосредоточено самом человеке, его персоне. Чем-то нужно заполнить мыслительный эфир в голове, развлечь свои блуждающие мысли, не так ли?
Как раз в этот момент, когда извилины находятся в свободном, ничем не увлеченном состоянии, страховые мысли начинают заполнять словесный эфир в голове человека. Причем часто все начинается с небольших опасений, а потом перерастает в куда гораздо большие, уже тревожные мысли.
Если времени нет на праздные мысли, то о болячках и думать некогда, не то, чтобы из простых опасений за свое здоровье разгонять эти мысли вплоть до тревожных расстройств.
Это же сколько времени и сил нужно посветить размышлениям о болезни, чтобы довести себя до такого состояния!
В данном случае задача и вовсе проста. Достаточно организовать свою жизнь так, чтобы не было свободного времени на подобного рода размышления, то есть бояться болезни было некогда.
Нужно организовать свою мыслительную деятельность так, чтобы нагрузка на мозг была достаточной в разных направлениях и сферах. Нагрузка на мозг именно смысловая.
В идеале конечно, начать заботится не только о себе, а переключить на кого-то или что-то свое внимание, занять эфир мыслей «делом».
Так устроен наш мозг, что он не может одновременно работать сразу в двух направлениях. Поэтому, заняв свои мозги «делом», чисто физически не останется времени на размышления о возможности наступления какого-то заболевания и не тольько…
Вместо того, чтобы заниматься поиском информации о симптоматике и подтверждении ее у себя самого, можно найти себе более достойное занятие, если действительно этого захотеть.
А если нравится бояться «бояться», то это дело каждого человека сугубо индивидуальное. Хотеть «хотеть» перестать бояться и действительно перестать бояться – разные вещи.
Если имеет место быть страх болезни, значит он зачем-то нужен, о чем-то говорит. Он что-то подсказывает человеку и прячет под собой его истинные желания, которые в каждом конкретном случае разные.
Это не сложно определить, если хорошенько подумать о том, зачем нужен этот страх? Не почему он имеет место быть, а именно зачем он нужен как явление в жизни человека?
Можно, например, вместо того, чтобы бояться и направлять мысли в сторону детальной прорисовки страшных картин предстоящий болезни, подумать о том, а зачем она нужна вообще, эта болезнь?
В большинстве случаев, не болеют те люди, котором болеть не выгодно и не когда. Конечно, если эти люди ведут нормальный образ жизни и следят за своим состоянием здоровья в достаточной степени.
Выбор в любом случае остается за самим человеком, куда именно направить ход своих мыслей. На то, чтобы снизить страх болезни до вполне нормальных опасений, которых достаточно для того, чтобы рационально заботится о своем здоровье или разгонять эти мысли вплоть до тревожных расстройств.
Другое дело, если речь идет уже о реальном расстройстве личности, ипохондрии, например.
Даже если имеется генетическая предрасположенность, тяжёлый наследственный фактор, это вовсе не говорит о том, что человек безнадежен и ипохондрическое расстройство личности у него необратимо.
И в этом случае тоже, человек болеет именно тогда, когда может себе это позволить. Это есть нарушение мышления. Почему произошло нарушение мышления и в какой момент что-то пошло не так уже не столь важно.
Важно то, что это усложняет самому человеку жизнь тем, что помимо собственных мучений приходится мучить окружающих людей радом с собой. Как правило отношения с близкими людьми ухудшаются, что еще больше провоцирует негативное состояние у человека и еще больше провоцирует у него страх болезни.
Нужно быть достаточно эгоистичной натурой, чтобы так сильно концентрироваться на себе и столько времени посвящать себе, чтобы перевести страх болезни из вполне адекватных опасений в патологическую форму.
Принято разделять три вида ипохондрии: навязчивую, сверхценную и бредовую.
Навязчивая ипохондрия в большей степени вызвана излишней впечатлительностью, стрессовыми факторами и вообще, повышенным уровнем тревожности.
Обычно эта форма возникает у тревожных людей, имеющих богатое воображение, хорошо развитое образное мышление, много знаний в «области выявления у себя симптоматики».
Это самая легкая форма ипохондрии и, благодаря сохранению критики, возможно развернуть мышление человека, вернуть его в норму вполне, хоть это будет и не легко.
Простые логические убеждения, доводы не сработают. Вся суть заключается как раз-таки в том, чтобы вывести такого человека из его внутренней проекции во внешнюю и тогда работа с мышлением даст свои положительные результаты.
Сложнее дела обстоят со сверх ценной ипохондрией. Потому как, пусть даже вполне понятная с точки зрения логики, но крайне преувеличенная забота о здоровье, выливается уже в абсолютный приоритет и все остальное для человека начинает обесцениваться и терять свою значимость.
По мимо того, что это как правило, бьет финансово по карману, еще и серьёзно ухудшает отношения с окружающими людьми, ставит под угрозу вообще какую-либо деятельность, рабочую, например, что в свою очередь усиливает страх болезни еще больше.
Еще сложнее обстоят дела с бредовой ипохондрией. Когда, даже малейшие попытки переубедить или поставить под сомнения патологические умозаключения человека, приводят к еще большей безвыходности в его восприятии данной проблемы.
Обычно причиной того, что страх принял такую гипертрофированную форму, являются уже имеющиеся серьезные патологии в отношении психики у человека. Поэтому, в данном случае медикаментозное сопровождение обязательно.
Самостоятельно с таким уровнем патологической формы страха, его выраженной симптоматикой, справится не представляется возможным даже при всем желании.
Психотерапия является самым эффективным способом решения данного проблемного поля. Страх болезни, точнее его чрезмерное проявление, прежде всего, свидетельствует о нарушении мышления.
Но, эти нарушения не происходят просто так, истинная причина лежит в самой личности человека.
Не перестаёт удивлять тот факт, что нейропластичность мозга, даже в са-мом страшном варианте патологии страха болезни, воистину способна творить настоящие чудеса с человеком, если у него есть желание работать в этом направлении.
В независимости от причин, отягчающих обстоятельств, генетики и прочих неблагоприятных факторов, страх болезни, прежде всего нужен самому человеку. Поэтому он имеет место быть и способен перерастать в гипертрофированные формы.
Каким бы ни было само мышление человека, если сохранена критика и нет серьезных органических поражений головного мозга, то можно страх снизить до опасений, характерных норме вполне. Человеку достаточно отказаться от того, что удерживает его в этом страхе, от выгод, которые прячутся за этим страхом.
И это не так сложно сделать, как кажется на первый взгляд. Когда-то этот страх, как и любой другой страх, был всего лишь маленькой мыслью. И эту мысль сам человек развил то тех масштабов, которые имеются по факту.
В том и заключается с одной стороны сложность, с другой стороны возможность выхода из страха болезни, в воображении самого человека.
Направление мышления можно изменить, если есть желание и в том хорошо помогает воображение, образное мышление самого человека.
Вопрос только в том, куда человек захочет направить свои мысли, в какое русло?
Все делается из двух полярных состояний или из состояния любви, или из состояния страха. Заботится о себе можно так же, или из состояния любви, или из состояния страха.
Бояться за себя и заботится о себе – это разные вещи. Бояться за кого-то или заботится о ком-то тоже.
Когда речь идет о страхе, то внимание человека направлено внутрь себя, когда речь идет о любви и заботе, то внимание направлено из себя во внешнюю проекцию.
Не суть важно, что имеется ввиду под внешней проекцией, сам человек или люди, о которых он заботится. Это могут быть даже не люди, а какая-то деятельность, возможно какие-то иные явления, которые значимы для человека.
В том то и дело, имеется то, что значимого для человека кроме себя самого, кроме своей персоны, например, сама жизнь человека, ее организация ее наполнение.
Страх болезни – это как раз тот исключительный случай, когда спасение для человека нужно искать не внутри, а снаружи него, в том, что происходит или не происходит с ним.
Но, все зависит от самого человека. Можно показать путь спасения, скорректировать направление мыслей, хоть даже готовое пошаговое решение дать – это все окажется не эффективным, если изначально сам человек не за-хочет попрощаться со своим страхом болезни.
В том то и дело, что хотеть «хотеть попрощаться со страхом болезни», ровно, как и вообще, с любым другим страхом, недостаточно. Нужно действовать в этом направлении, иметь намеренье.
Причем, самое сложное – это действовать вопреки своему «эго». С ним бесполезно как-либо бороться, с ним можно договариваться. Так же, как и с самим собой тоже можно договорится, если есть желание решить эту проблему.
Бояться болезни так, что превратить страх болезни из вымышленного в реальной получилось, то почему бы тогда не пообщаться с ним, как с реально существующем явлением?
Можно дать страху болезни место в своей жизни. Признать его право на существование, например, и попробовать пообщаться с этим страхом, образно выражаясь, «по душам».
Если воображение способно рисовать картины этого иллюзорного страха, то оно и способно нарисовать, так же, что этому страху нужно от самой персоны человека.
Нарисовать, что именно можно сделать для того, чтобы совместное существование этого явления и самого человека было комфортным, насколько это возможно.
Там, где методы борьбы не эффективны, хорошо работают методы переговоров, заключения паритетов, соблюдения договоренностей. Почему бы не заключить такой контракт с самим собой или со своим страхом?
Многое в результате подобного рода размышлений, которые на первый взгляд похоже на полное сумасшествие, станет проясняться. В результате чего появятся первые новые мысли и идеи того, как можно найти выход из плена собственных же хитросплетений разума, чем по сути и является этот иррациональный страх, страх болезни.
Сам факт переключения мыслей и перевод их из позиции страха в позицию решения проблемы, уже окажет первый терапевтический эффект. Далее, все будет зависеть от того, в ком направлении будет двигаться сам человек.
Это будет тьма его эго, внутренняя проекция, или внешняя проекция, в ко-торой жизнь способна заиграть новыми красками, если к этому приложить определенные усилия.
На что потратить свою энергию, свои мысли сам человек? На созидание или на разрушение? На проявление любви или проявление страха?
Выбор всегда остается и будет в руках самого человека, в том и весь секрет. Ни одно, даже самое сильное лекарство, технология или чудо не сможет избавить человека от его же собственных иллюзий. Лекарства от иллюзий нет.
Сам человек создает иллюзии, самому ему их же и разрушать.
Игры разума никогда не возникают просто так. Они возникают там, где есть пустота. И только под силу самому человеку заполнить эту пустоту так, чтобы в ней не осталось места для страха. И это возможно только тогда, когда в человеке есть что-то, что интересует его более, чем собственная персона. Подумайте об этом.
С уважением к вам, Марина Аглямова.
Один комментарий к “Страх болезни”