Клиническая (медицинская) психология становится все более популярной и значимой, несмотря на то, что является достаточно молодой наукой, которая не так давно утвердилась, как самостоятельная дисциплина. Изначально, она возникла на стыке двух основных наук: медицины и психологии.
Уже не представляется возможным отрицать, что львиная доля болезней зарождается именно в психике человека и только потом переходит в проекцию его тела, в его физиологию.
Казалось бы, как такое может происходить? Откуда родом психосоматика и почему это направление официально признано современной медициной, строго и требовательно относящейся к тем областям знаний, которые имеют недостаточную доказательную базу.
Если физиология человека изучена достаточно хорошо, то с психикой человека дела обстоят намного сложнее. Психику не представляется возможным исследовать так же, как это можно сделать с телом человека.
Мозг и психика человека до конца не изучены и многое до сих пор остается на уровне гипотез и предположений, в то время как отрицать факт того, что львиная доля болезней зарождается именно в «голове» человека, в работе его аналитического ума, в его психике не представляется возможным при всем скептицизме.
Когда человек рождается и приходит в этот мир, он уже не является «чистым листом», но!
Начиная с самых первых дней жизни человека в его память, в его мышление, в его историю заходит и ложится много информации, событий, переживаний, которые могут подобно снежному кому, со временем перерасти во что-то большее и сформировать некое проблемное поле, справится самостоятельно с которым будет крайне сложно, особенно если общую клиническую картину могут усложнять генетические факторы, например, или врожденные патологии.
Это вовсе не говорит о том, что так происходит со всеми людьми или обязательно человек себя доведет до апогея прежде чем поймет, что проблемное поле, которое имеется по факту необходимо разрешать до того, как пойдут реальные патологии и серьезные проблемы со здоровьем, с осуществлением своей жизнедеятельности вообще.
По статистике только 3% здоровых людей имеются в нашем обществе, остальные являются «недообследованными» и это не просто цифры, это реальность.
Радует то, что сейчас имеется возможность и более того, уже необходимость владеть определенными знаниями в области психологии и психиатрии прежде всего для того, чтобы поддерживать себя в форме, расти по карьерной лестнице, выстраивать экологичные отношения с окружающими людьми и самим собой, реализовывать себя, жить и наслаждаться жизнью, воспитывать своих детей и много чего еще…
Психологическая грамотность необходима как воздух, и более того, она проникла во все сферы жизнедеятельности человека. Это требование нашего современного времени в большей степени, нежели только способ сохранить свое психическое и физическое здоровье.
Не просто так многие специалисты схватились за голову и пребывают в ужасе от того, что происходит и что вообще нас ждет в ближайшем будущем. С 28го сентября МКБ11 (международная классификация болезней) вступила в силу и это, в том числе, повлекло за собой определенного рода последствия, к которым нужно быть готовым не только специалистам, но и простым людям.
Многие болезни были пересмотрены прежде всего в связи с тем, что наблюдается рост психических и психосоматических отклонений от нормы у населения и впервые психические заболевания значительно лидируют, обгоняя по статистике сердечно-сосудистые, которые раньше располагались на первом месте в рейтинге на протяжении многих лет.
Поэтому, новый пересмотр международной классификации болезни позволит на многое закрыть глаза и вывести некоторые отклонения на уровень нормы, на уровень симптомов и симптомокомплексов, но проблемы, связанные с этими патологиями, останутся, как бы на них не пытались закрывать глаза и более того, они будут усиливаться.
Это прежде всего отразится на всем обществе в целом, не только на конкретных людях, как на единичных случаях.
К сожалению, это была вынужденная мера, иначе пришлось бы попрощаться даже с той цифрой, которая имеется по факту: уже не 5% здорового населения, а 3%. Остальные 97% являются носителями тех или иных отклонений, патологий.
Патология (от греч. патос) – это страдание. Не каждое страдание является болезнью. Нужно достаточно долго страдать, что бы патология перешла именно в болезнь.
Собственно, чем и вынуждены заниматься многие люди: терпеть и страдать. Очень низкий процент людей понимает свое проблемное поле и понимает тот факт, что страданья могут перейти рано или поздно во что-то большее.
Многие вовсе не понимают этого, привыкают со временем к своим страданиям, к имеющемуся дискомфорту и утопают в своем проблемном поле или могут вовсе отрицать его, делая вид, что все хорошо.
И это беда нашего общества, которая усиливается с каждым годом все больше и больше.
С другой стороны, радует тот факт, что имеются возможности у каждого человека, не только попытаться помочь самому себе, но и в случае невозможности обратиться за помощью к соответствующим специалистам, действительно получить качественную помощь, причем в любом удобном формате, сохраняя свою конфиденциальность, например.
Так устроен человек, что развивается он только в процессе преодоления трудностей. От этого и получат реальное, настоящее удовольствие, от осознания того, что есть реальный результат своих вложенных трудов, не суть важно каких именно, и есть куда двигаться дальше.
Истинную радость, ровно, как и истинные страданья приносят человеку не внешние факторы вовсе, а сам человек, его отношение к происходящему, его реализация себя в реальности, результат его жизнедеятельности, результат личностного развития.
От себя не убежать, игнорировать и бороться с собой бесполезно тоже. Эта тактика ни к чему доброму не приведет. Именно этим к сожалению, многие люди занимается в попытках решить возникающие жизненные трудности и личностные проблемы.
Внешнее достигаторство, потреблядство и прочие костыли «успеха» быстро обесцениваются, потому как являются «иллюзиями счастья», имеют под собой только физику тела, эмоции, которые прогорели по факту и на том все вернулось обратно, в серую жизнь.
Что бы хоть как-то вернуть в жизнь радость и удовлетворение возникает необходимость искать все новые и новые способы, чтобы получить очередную порцию «иллюзии счастья».
И, в конце концов, уже или ничего не радует или гонка за новыми порциями «иллюзии счастья» перерастает, собственно, в сам сценарий жизни, вечный поиск эмоциональных костылей из вне, в то время как источник истинной радости и удовлетворения находится в самом человеке, внутри него, а не в том, что усиленно создается им снаружи.
Хроническое чувство неудовлетворенности, где-то там, в глубине души начинает фонить и обесценивать все вокруг, даже то, что изначально являлось настоящим поводом радости для человека, например.
Даже в ситуациях, в которых, казалось бы, все необходимое образно выражаясь, для счастья есть, а вот его самого, этого счастья нет и уже ничего не радует, ничего не удивляет, ни покупки желанных вещей, ни качество и уровень общения, никогда-то любимые занятия, увлечение, работа, люди и прочее.
Все какое-то «не то» и «не так» и «неправильные пчелы делают неправильный мед…». В итоге страданья, в независимости от того, понимает это человек или нет, усиливаются, бьют по тому месту, где «тонко», уже не только по самой психике человека, но и по его физиологии, по физике его тела сначала симптомами, потом синдромами, а потом уже и серьезными болезнями.
У каждого оно свое в теле, это слабое место, где «тонко». Объединяет все эти случаи одно: дискомфорт бьет по психике человека и по его удовлетворенности своей жизнью вообще, сказывается на качестве отношений, которые имеются по факту, много по чему бьет, что входит в понятие реализации человека в его реальности.
Что такое норма? И об этом тоже я рассказываю в рамках курса по клинической психологии, который разработала не только для специалистов, помогающих профессией, но и, прежде всего, для простых людей.
Людей, которые хотели бы помочь самим себе, самостоятельно попытаться справится со своими проблемами, приобрести и расширить свои знания в области психологии, чтобы не только решать определенного рода проблемы, но и прежде всего, по возможности сохранять свое здоровье и здоровье своих близких.
В более серьезных случаях, в случаях необходимости экстренного вмешательства, например, знать куда бежать и что делать, чтобы не потерять драгоценное время, которое может оказаться, в том числе, и роковым.
Психика человека, ровно, как и его физиология не всегда способна справится с той нагрузкой, которая на нее выпадает и случаев, когда подобное заканчивается трагично становится все больше и больше.
Вообще, идея создания курса по клинической психологии принадлежит вовсе не мне. Меня не просто попросили, а поставили перед фактом, разработать курс по клинической (медицинской) психологии для начинающих специалистов.
Дали готовый план занятий и ошарашили тем, что эту дисциплину необходимо изложить в объеме десяти часов для начинающих психологов и специалистов помогающих профессий.
Моему удивлению не было предела, когда я попыталась представить каким образом можно уложить в это количество времени знания, имеющиеся у меня в этой области, а хотя бы просто пронестись в двух словах обо всем, что входит в профессию клинического психолога так, чтобы сформировалось представление о том, чем занимается клиническая психология, что входит в профессию клинического психолога и какого рода вопросы вообще он способен разрешить, какими способами и методами он это осуществляет.
Но, невозможное возможно. Конечно, передать достаточный объем знаний в таком формате не представляется возможным, но сформировать представление о том, чем занимается клиническая психология и собственно, сам клинический психолог вполне реально, а также раскрыть основные, часто встречающиеся в его работе запросы, основные проблемы с практической стороны.
И да, без рассмотрения теоретических вопросов тоже не обошлось. В отведенных десять часов уложиться не представилось возможным, получилось уложиться в семнадцать, самую что ни наесть суть и соль я постаралась передать простыми словами буквально «на пальцах».
Могу признаться, что разработка этого курса доставила мне огромное удовольствие и более того, буду искренне рада, если изучение данного материала так же принесет много инсайтов, удовольствия и пользы для тех, кого заинтересует эта тема более подробно.
В большей степени, в данном курсе по клинической (медицинской) психологии собраны знания, которые взяты из реальной практики. Озвучено то, что не принято обсуждать, о чем не принято говорить, на что вовсе не обращают внимание многие специалисты помогающих профессий, не только непосредственно, сами психологи, что является значимым в личной терапии и не только.
Не просто так мысль о том, что все гениальное просто постоянно находит свое подтверждение в решении многих проблем и задач, в том числе автором которых является сам человек в своей жизни.
Безусловно, хочется верить в то, что психотерапия может воистину творить чудеса и более того, тому находится все больше подтверждений, но! Все не так однозначно, как хотелось бы верить.
К сожалению, хоть львиная доля болезней зарождается преимущественно в психике человека, физиология тела является важным фактором, который следует учитывать в первую очередь и только потом рассматривать все остальное.
Так устроена природа человека изначально, что сам человек вполне способен восстанавливать себя самостоятельно. Сам человек себя разрушает, и он сам себя способен восстановить, возможно не полностью, потому как в ряде случаев имеются необратимые процессы, которые разрушительно влияют на него, особенно если речь идет об органических патологиях, например, и не только.
Даже в таких случаях имеются исключения и это вовсе не повод опускать руки, позволяя болезни полностью завладеть собой.
Любая болезнь только часть человека, в то время как сам человек много больше ее и потому справиться со своей частью вполне сможет. Было бы желание!
Вопрос только в том, что имеется на старте и что не хватает для движения в норму или ремиссию человеку, если речь идет уже о конкретных диагнозах или вообще, о тех проблемах, из которых состоит его жизнь.
Речь идет о проблемах, которые вызывают у человека определенного рода страдания, запуская тем самым патологические процессы в нем самом, его так называемое, проблемное поле, некий фундамент для развития реальных болезней.
Если говорить о более легких случаях, когда дискомфорт и проблемное поле человека еще не перешло в его физиологию и не нашло там свое местожительство, то все вполне поправимо.
Достаточно понимать, что именно вызвало подобного рода проблемное поле в жизни человека, что являлось истинной причиной происходящего, и, соответственно устранив причину, проблемное поле само уйдет из жизни человека.
В любом из этих случаев необходимо изначально знать, что имеется в физике тела человека и только потом разбираться, что там «сидит в голове» и не только, какое отношение к своему проблемному полю имеет человек, и насколько он готов к тому, чтобы двигаться в разрешении своих проблем, устранению своего проблемного поля насколько это представляется возможным конечно.
В каждом конкретном случае все индивидуально, ровно, как и формула устранения проблемного поля человека, в каждом конкретном случае будет иметь свои «поправки».
В том то и дело, что даже если в голове у специалиста находятся чуть ли не энциклопедические знания — это вовсе не гарантия, что способность помогать решать психологические проблемы людям, у него получится тоже.
Все приходит с опытом и практикой, со способностью мыслить и понимать между строк иной раз те феномены, которые невозможно выразить словами, потому как не все представляется возможным интерпретировать и вывести на уровень понимания в словесной форме или каким-либо иным способом обозначить.
Многое находятся между строк и за гранью стандартного понимания феноменов, лежащих в основе психики человека, работы его мозга, например. К тому же далеко не все случаи, с которыми приходится сталкиваться на практике вообще были ранее исследованы и описаны где-либо.
Поле для исследования в клинической психологии можно сказать, непаханое, поэтому, потенциал для развития в этой научной области огромен, открытых вопросов много, которые становятся все более актуальными в реалиях нашего современного времени.
Поэтому, мышление самого специалиста имеет огромное значение и тот уровень проблем, которые специалист может разрешить говорит даже не о том, какие именно техники он применят, а как он это делает, что нового он вносит в решение тех или иных проблем, которые входят в его компетенцию.
К сожалению, в рамках общей психологии многие вопросы не подлежат рассмотрению вообще, в то время как они имеются у клиентов и достаточно часто. Что в свою очередь существенно влияет на динамику разрешения проблемного поля человека и вообще, возможность ее разрешения как таковой.
Поэтому, в курсе по клинической психологии озвучены те вещи, которые помогут сформировать мышление, выработать тактику и стратегию, свой индивидуальный стиль работы для специалистов помогающих профессий и начинающих психологов.
Так же, после изучения моих материалов значительно легче будет определится в каком качестве, в рамках каких компетенций, в каком направлении возможно себя реализовывать, чтобы состояться специалистом в области психологии.
Уже не для кого не секрет, что самое ценный ресурс – это время. Его невозможно пополнить и как-то на него повлиять. Его можно только верно распределять.
Во время проведения очных занятий, преподавая психологические дисциплины, мне часто приходится наблюдать, как происходит некая ломка в людях, как у них приходит осознание того, что это не совсем то, чем им хотелось бы заниматься в своей профессиональной деятельности, например.
Но, время потрачено, и деньги тоже, причем не маленькие суммы, когда речь идет об приобретении квалификации или переквалификации, и много каких еще ресурсов предстоит затратить вообще для того, чтобы получить желаемый диплом будущему специалисту.
Это происходит потому, что романтический образ профессии разбивается о реалии жизни. И часть студентов теряют интерес к профессии, а часть студентов наоборот, зажигаются и готовы не только состояться в профессии, но и много чего привнести в клиническую психологию, как в науку и практическую деятельность.
Таким студентам становится интересно еще больше. Они начинают смотреть на многие вещи совершенно с других углов и ракурсов. У них включается творческое мышление и более того, в период прохождения практики они «инфицируют» этим в том числе и своих пациентов, разворачивая их мышление.
Что в свою очередь, не только усиливает положительную динамику в терапии, но и рождает новые методы и способы работы. В чем есть ценность как для самого будущего специалиста, так и для его пациентов, так и для клинической психологии в частности.
Поэтому, мой курс, прежде всего, способствует пониманию того, в чем суть и соль работы клинического психолога и более позволит утвердится в том, действительно ли это направление является именно тем, чем хотелось бы заниматься?
Напомню, что знания, которые включены в программу курса останутся и обогатят общую эрудицию специалиста, которой возможно всё-таки примет решение остаться в рамках общей психологии и решать задачи иного уровня, не менее значимые и важные в психологическом консультировании.
Мой курс более разработан для психологов, желающих далее продолжить свое обучение и реализовывать себя именно в области клинической (медицинской) психологии, на специалистов смежных профессий, которым актуальны знания в области медицины и психологии, на людей, интересующихся психологией вообще, а также тех, кто хотел бы углубить свои знания и помочь прежде всего, самому себе, а также возможно тем, кто дорог и значим, своим близким, своему окружению.
Этот курс будет полезен всем, кто вообще, непосредственно работает с людьми.
Вовсе не обязательно являться носителем энциклопедических знаний для того, чтобы поддержать и вовремя направить человека на путь решения его проблемного поля, если конечно, у него есть на то желание.
Или, например, наблюдая определенного рода симптоматику вовремя предпринять соответствующие меры и обратиться за врачебной помощью, знать к какому специалисту и с какой именно симптоматикой следует обратится, в чью компетенцию входит решение тех или иных вопросов.
Часто невнимательность, игнорирование первых симптомов, зацикленность на проблемах приводит к тому, что дискомфорт переходит в более тяжёлую степень, а потом может выльется в серьезные патологии и незнание этого может стоить дорого, иметь весьма трагичные последствия как для самого человека, так и для близких, дорогих и значимых для него людей.
Поэтому, курс рассчитан на широкую аудиторию, в котором простыми словами, буквально «на пальцах» рассказывается о тех вещах, которые встречаются часто и от которых никто не застрахован, даже я сама.
Ничего человеческое мне не чуждо и тот опыт, тот объём знаний, который у меня имеется вовсе не дает мне гарантию, что все в моей жизни и в жизни моих близких будет сто процентов хорошо, причем всегда.
Поэтому, больший акцент я делаю именно на формирование мышления и выработку определенных навыков, не только на сами знания, которые транслируются в рамках данного курса.
При желании, более углубленно, учебники и прочие источники информации можно прочитать и ознакомится и без моего включения, если в том возникнет такая необходимость, в то время как практическую сторону вопроса можно освоить только в процессе самой практики непосредственно.
И, первое знакомство с особенностями деятельности профессии как правило происходит именно в процессе обучения у практикующих специалистов, собственно, которым я и являюсь в том числе. Поэтому, более из материалов курса по клинической психологии акцент идет именно на практическую сторону профессии клинического психолога.
По большому счету, к чему все люди стремятся и от чего зарождаются беды, страданья и болезни у них?
Прежде всего от того, что нет желаемого в жизни или вовсе нет понимания, что именно входит в понятие «желаемое». Нет достаточного понимания своей персоны. Нет достаточной реализации себя в жизни. Нет того, что приносит истинное удовольствие, удовлетворение, что приносит в жизнь человека смысл, радость, наслаждение, счастье, блага, все НЕ измеримое деньгами или иными материальными благами.
Безусловно, финансовое положение значимо и отрицать этот факт не представляется возможном, но! Только финансовое положение не единственное вовсе не определяет качество и уровень жизни человека подобно истине в последней инстанции.
Скорее оно показывает на какой стадии развития находится человек, какими проблемами живет и с какими трудностями сталкивается, какова его зона роста и каких масштабов его проблемное поле.
Это некое отражение того, что происходит с самим человеком, как с личностью. Все взаимосвязано между собой, и возможно вам будет неприятно читать эти строки, но каждый человек стоит ровно столько, сколько имеет в своей жизни благ, хоть душа человеческая ровно, как и его индивидуальность бесценна.
Причем, речь идет не только о физических вещах, которые можно купить за деньги, но и вообще о том, что имеется по факту в его жизни, сама его жизнь, все то, что его окружает, его реальность и то, как он проявляет себя в ней.
Полбеды оказаться в определенный момент в жизни не в том положении, которое устраивает. Беда в том, что с этим всем человек смиряется и продолжает страдать от этого, падая в бездну бессмысленности, рутины, хронического неудовлетворения своей жизнью и в конце концов, в болезнь.
В серьезные патологии эти все страданья переходят и тогда далеко не во всех случаях становится возможным полностью вернуться человеку в норму, чтобы снова ощутить вкус жизни.
Но, шанс есть всегда. Каждому человеку он дается и не один в большинстве случаев. Вопрос только в том, воспользуется ли этим шансом сам человек или нет, не более того…
Проблемы значительно легче вообще предотвратить, нежели решать их, особенно в запущенных состояниях, когда начинают происходить необратимы процессы в психике человека или органические патологии в физике его тела.
Безусловно, каждый случай индивидуален и нет такой технологии, которая помогла бы всем без исключений и во всех случаях жизни. Более того, многие психические заболевания, например, невозможно вылечить даже при помощи фармакотерапии.
Но вернуть человека в ремиссию,или даже в норму, вполне возможно. Способствовать улучшению его состояния тоже. Комплексный подход медикаментозного сопровождения и психотерапии воистину может творить чудеса, если сам человек этого действительно захочет. Вопрос не в этом.
Вопрос в том, чтобы предотвратить подобное развитие событий по возможности и тем самым сохранить один из самых ценных ресурсов, которое не купить за деньги – это здоровье, причем как психическое, так и физическое, а также вообще, вывести свой уровень жизни до желаемого.
Жизнь выдается человеку в единственном экземпляре и в том высшая ценность, о которой многие задумываются только когда она становится под угрозу или вовсе не задумываются пока не случилось что-то непоправимое. Таковы реалии современного времени.
Поэтому, программа курса по клинической психологии включает в себя основные и часто встречающиеся запросы и рассматривает их с момента зарождения проблематики до серьезных патологий.
Программа курса
Тема №1 Разграничение нормы и патологии клиента
- Компетенции: клинический психолог и психиатр
- Международная классификация болезней, 11 пересмотр (МКБ11)
- Определение патологии клиента
- Внутренняя картина болезни (ВКБ), виды реакции на болезнь
- Диагностика симптомов
- Проведение клинического опроса
Тема №2. Нейропсихологическая диагностика и психология аномального развития
- Диагностика нарушений при поражениях мозга
- Нарушение индивидуального развития ребенка
- Нарушение интеллектуального развития ребенка
- Сбор анамнеза клиента
- Анализ синдромов в нейропсихологии
- Высшие психические функции
Тема №3. Диагностика психических расстройств
- Три ступени развития психических расстройств
- Диагностика расстройств психических процессов
- Экспертиза эмоциональных нарушений
- Нарушение сознания
- Нарушение мышления
- Нарушение двигательной сферы
- Виды суицидального поведения, маркеры
Тема №4. Психология зависимостей
- Формы зависимости
- Признаки зависимости и поведение зависимого
- Мотивация употребления лиц с зависимостью
- Личностные черты у лиц с алкогольной и наркотической зависимостью
- Социальные препятствия на пути выздоровления лиц с зависимостью
- Стигматизация темы с зависимости
- Психологический анализ никотиновой зависимости
Тема №5. Стрессовые и психосоматические расстройства
- Механизмы возникновения стресса
- Характеристика стрессов
- Диагностика стрессового расстройства
- Преодоление стресса
- Совладеющее со стрессом поведение
- Формирование психосоматических расстройств
В рамках данных вопросов рассматривается клиническая (медицинская) психология, а также особенности, направления и специфика работы клинического психолога.
С уважением к вам, Марина Аглямова