Нейропластичность играет важную роль в терапевтическом процессе. Образование новых нейронных связей имеет большое значение для развития человека.
Помимо того, что это способствует восстановлению структуры и функциональности мозга в целом, образованию новых клеток, так это имеет еще и сильный терапевтический эффект.
Большинство заболеваний берет свое начало как раз-таки из того, что возникает дефицит притока новой информации и дефицит притока эмоций, дефицит эмоциональных связей в жизни человека.
Интеллектуальная и эмоциональная бедность влечет за собой много нехорошего, что в последствие ложится в основу уплощения эмоций и нарушения мышления что, соответственно, ведет к нарушению личностного развития человека, самоидентификации, к личностным деформациям и в ряде тяжелых случаев ведет к дефекту личности.
Более того, удивляет тот факт, что человека, еще с самого рождения учат чему угодно, только не тем вещам, которые являются самыми главными, собственно, из чего и состоит жизнь человека, ее смысл. Человека не учат любить себя и через призму любви к себе любить других людей.
Любить себя прежде всего, это заботится о себе и своем здоровье, быть благодарным себе и подобное осуществлять в отношении других людей.
По сути, все есть «Я» и «Другие люди», остальное только приложение к этому. Недополучая или вообще не получая позитивную палитру эмоций в процессе общения, находясь в холодных отношениях, например, замедляется умственное развитие человека.
Интеллект может при этом вовсе не пострадать, такое вполне возможно, но умственная сфера страдает сильно вплоть до нарушения мышления и много чего еще, из этого вытекающее.
Многие проблемы, еще раз подчеркну, берут свое начало из-за недостатка теплых чувственных связей в кругу людей, являющихся зоной развития человека и его собственного отношения к себе, тех эмоций, которые он сам к себе испытывает. Это важные факторы.
В отношении самого образования человека имеется ввиду психологическая грамотность.
Она включает в себя много чего, от элементарных истин, которые должны быть в основе мировоззрения, знания своей природы и природы других людей, законов, которые работают в жизни и объясняют те или иные явления, до конкретных техник в плане поддержания, развития и вообще, гигиены своего психологического состояния здоровья.
Могу с уверенностью утверждать, что в ситуации, когда психологические проблемы вызваны недостатком эмоций и интеллектуальным голодом терапия начинается с умения формировать теплые, располагающие, доверительные отношения в которых важным становится процесс обучения человека.
Очень часто, в такой ситуации специалист, который работает с человеком является чуть ли не единственным, с кем возможно выстроить теплую эмоциональную связь.
И через эту связь пойдут первые положительные изменения в состоянии самого человека, с которым работает специалист.
Далее, после того, как человек будет способен находиться в подобного рода отношениях со специалистом имеется смысл формировать подобное отношение сначала к самому себе у человека, а потом направлять его на реализацию в общество, на выстраивание эмоциональных связей в обществе.
Тоже самое и с мышлением, оно начинает выправляться только после того, как человек убеждается, что возможно другое отношение к самому себе и людям, которые его окружают, отличное от его негативного, в котором он закрепился. Но, все начинается именно со специалиста.
С точки зрения этики принято относится к человеку, пришедшему на прием в деловом стиле. То есть зачастую, даже имя человека спрашивать вовсе не обязательно, не говоря уже о какой-то включенности.
То есть, отсутствие включенности, эмпатии, личной заинтересованности со стороны специалиста вовсе не способствует тому, что бы процесс разрешения проблемной зоны у человека двигался в более динамичном темпе и двигался в ряде случаев вообще.
Если рассмотреть иную позицию, в которой есть включенность, заинтересованность, теплые эмоциональные связи и прочее, что способствует личностному развитию человека, то процесс терапии будет значительно результативнее и изменения, которые будут происходить с человеком не заставят себя ждать в таком случае.
Причем, начинается все именно с эмоций и формирования эмоциональной связи и только потом идет работа с мышлением человека. Можно сравнить подобное с тем, как оттаивает лед, постепенно по чуть-чуть.
Безусловно, должна быть комфортная дистанция при этом и пределы разумного тоже, соблюдались конечно.
Часто, выбирая между этикой и эффективностью, и специалист, и человек, с которым он работает, попадают в некую проекцию отношений, в так называемые переносы.
Ничего страшного в этом нет. Переносы возникают часто и более того, это вполне нормальное явление.
Бывает так, что как со стороны специалиста, так и со стороны человека возникают некие аналогии, такие как детско-родительские, партнерские, дружеские или даже любовные проекции друг на друга.
Это можно выяснить и проработать. Отношения, пусть даже теплые и эмпатичные нужно возвращать в проекции специалист – клиент и никак иначе.
Отыгрывание иных ролей в процессе терапии недопустимо и влечет за собой определенные последствия, которые крайне нежелательны как для специалиста, так и для человека, с которым он работает.
К тому же, в подобных переносах скрывается определенная информация, потому как они не возникают просто так на пустом месте. Поэтому, проработка переносов является важной частью терапии, причем для обоих сразу и для терапевта, и для клиента.
Контакт с настоящем у человека начинается в тот момент, когда он становится готов принимать то, что с ним происходит и самого себя тоже.
Задача специалиста оказать содействие в этом. Имея теплые, включенные взаимоотношения этот процесс происходит и быстрее и менее болезненней.
После этого можно вести речь о самой терапии, в которой будет происходить восстановление эмоционально-волевой, мыслительной и личностной сферы человека.
Все три сферы взаимосвязаны между собой и не представляется возможным воздействовать на какую-то одну сферу человека без соответствующих изменениях в других сферах.
Новые нейронные цепочки образуются как от эмоционирования, так и от изучения нового материала.
Поэтому, нейрогенез требует новых знаний и новых эмоций. Если имеющийся багаж знаний изначально привел человека к его психологическим проблемам, то очевидным становится тот факт, что есть в этом багаже и незнание, и неправильное знание, которое нуждается в коррекции.
Изучение нового материала по проблемной зоне так же отвлекает человека от негативных мыслей тем, что дает иную пищу для его ума. Поэтому, биохимия мозга начинает выправляться. Это, в свою очередь, дает сильную положительную динамику.
Таким образом, происходит процесс, посредством которого человек обучается и эмоциональной и психологической грамотности, которые способствуют нейрогенезу, нейропластичности в его мозге.
Без обучения, без эмоционирования, только на уровне аналитического ума не представляется возможным иметь реальные результаты в терапии. Даже если речь идет о копинг-стратегиях, то это тоже, обучение новым реакциям, новому реагированию. Это тоже, процесс обучения.
Меня удивляет тот факт, что многие специалисты отрицают значимость обучения в психотерапии, считая, что это совершенно лишнее и вообще, недопустимое в практике. В то время как именно процесс обучения дает самые высокие результаты в терапии.
Уметь управлять своими эмоциями без обучения, уметь отличать верные мыслительные конструкции от неверных, отслеживать те или иные личностные изменения не представляется возможным в априори.
К тому же, задача специалиста не просто обучить, но и научить человека самостоятельно справляться со своей проблемной областью. Цель терапии научить человека, а не поставить его в зависимость от специалиста, не давая ему знаний в отношении проблемного поля.
Это удобно, решать свои проблемы чужими мозгами и так можно бесконечно бегать по специалистам, причем с одними и теми же проблемами.
Поэтому, обучение важно и значимо, более того, имеет сильный терапевтический эффект. Знания лишними не бывают, но их нужно дозировать и получать целенаправленно под конкретные задачи.
К тому же, процесс взаимодействия между специалистом и человеком, с которым он работает двусторонний, в котором оба человека обучаются, открывают для себя что-то новое и обогащают друг друга опытом как минимум.
Так устроена сама человеческая природа. Механизм старения, который заложен в любом человеке стартует приблизительно в 25 лет.
Его можно замедлить только регулярно, получая новую информацию, формируя новые нейронные связи и более того, напитывая их положительными эмоциями, положительной биохимией мозга.
Это необходимо для нормального, относительно здорового человека не имеющего каких-либо серьезных психологических проблем, это есть его развитие и его норма.
Если речь идет о человеке, у которого имеется некое проблемное поле, то подобный процесс обучения нужен ему как воздух, он жизненно необходим.
В зависимости от того, в каком состоянии находится человек нужно дозировать новую информацию и адаптировать ее к тому, чтобы усвоение нового материала было комфортным и возможным для самого человека.
Нагрузка имеет важное значение, так же, как и периодичность усвоения нового материала.
При этом, выправление эмоционального фона будет происходить параллельно усваиваемому материалу и более динамично при наличии желания самого человека и включенности специалиста в самого человека.
Поэтому, формулу нейропластичности мозга, нейрогенеза можно в упрощенном виде представить, как новые эмоции + новые знания + новый опыт при включенности специалиста и желания самого человека, с которым он работает.
Решать для себя что именно важнее, соблюдение этики или все-таки нацеленность на результат приходится как специалисту, так и человеку, с которым он работает. Это право выбора и не более того.
Я придерживаюсь более того, что во благо разрешения проблемного поля человека все средства хороши, которые дают положительные результаты даже если в какой-то степени они откланяются от общепринятых стандартов.
С уважением к вам, Марина Аглямова.