Модель триединого мозга лежит в основе многих психологических теорий. Что самое интересное, они действительно объясняют ряд вещей и вполне правдоподобно.
Потому как есть в этом мифе о существовании триединого мозга немного правды, совсем чуть-чуть. Триединый мозг, как его принято называть, разделен, соответственно, на три части: неокортекс, лимбический и рептильный мозг.
Изначально, такое разделение было в предположении Пола Маклина, которое легло в основу многих, до сих пор работающих психологических теорий, что уже упоминалось выше.
Безусловно, с помощью этой модели многое легче описать и понимать, но эта модель только от части приближена к тому, что есть в реальности, в науке.
Пол Маклин предполагал, что «…Судя по всему, человек унаследовал, по сути, три мозга. Бережливая природа, создавая свой образец творения, ничего не выбрасывала. Самый древний из его мозгов в сущности являлся рептильным; второй унаследован от низших млекопитающих, которое достигло вершины в человеке и дало ему уникальную способность к символическому языку…».
У примитивных животных не очень сложный мозг, который регулирует преимущественно только основные функции выживания.
У низших млекопитающих более сложный мозг, который обеспечивает эмоции и большую память.
У высших млекопитающих, таких как человек, мозг обрабатывает значительно больше информации, что говорит само за себя и не сравнимо с другими животными.
Усложнение мозга происходит за счет новых мозговых систем, как принято думать, которые встраиваются поверх старых и если все-таки капнуть глубже, то можно обнаружить и другие «мозги», которые соответствует низшим животным, примитивным млекопитающим.
По этой версии, которая оказалась мифом, развитие новых видов мозга происходит путем добавления новых частей мозга к существующим старым. То есть, неокортекс добавился к лимбическому и к рептильному мозгу.
Поэтому, преимущество людей как разумного вида в том, что они обладают новыми тормозящими и сдерживающими системами.
Хотя – это спорный вопрос, возможно ли людей назвать разумными существами, если среди всех живых созданий, которые имеются с мозгами, только человек умудрился использовать свой мозг на свое же разрушение, на разрушение самого себя и для того придумал много способов и методов различного происхождения.
Собственно, мы все хорошие, только разные и потому не могли быть абсолютно одинаковыми в пределах своего вида.
В опровержение мифа о триединстве мозга установлено, что животные усложняются не линейно, а эволюционируют от общих предков.
Все позвоночные животные обладают одними и теми же основными областями мозга, которые так же можно разделить на передний, средний и задний мозг или неокортекс, лимбический и рептильный мозг.
Поэтому, ящерицы всегда останутся ящерицами. Крокодил останется крокодилом, хладнокровным убийцей.
Иного развития рептилиям нет и не будет. Ничего у них в мозге не нарастёт и до уровня человеческого (или мозга млекопитающих) они не разовьются с течением эволюции.
Кора мозга не является эволюционным нововведением природы, которое характерно только млекопитающим, как принято думать.
Все позвоночные обладают структурами, которые родственны структуре человеческого мозга.
Поэтому, «плохое» поведение не исходит от древних, необузданных звериных инстинктов, в то время как «хорошее» поведение так же, вовсе не является результатом разумности. Эти виды проявлений, поведения даже не находятся в разных частях мозга, как принято думать.
Более того, есть некоторые виды животных, которые обладают весьма сильными интеллектуальными способностями, которые расценивают даже в какой-то степени выше человеческих в определённого рода вопросах, например.
Более того, мозг не работает по отдельности, все его части работают одновременно. В случаях, когда какая-то часть по тем или иным причинам не справляется, другие части мозга избирательно компенсируют работу тех частей, которые не могут полноценно функционировать.
Собственно, примеров, подтверждающих это более, чем достаточно. Например, случаи, в которых пациентам удаляли мозг частично, были даже случаи, что полностью, при этом они функционировали. Жизнедеятельность таких людей сохранялась в необходимом, достаточном уровне.
Нейропластичность мозга такова, что некоторые зоны головного мозга компенсируют деформированные зоны, постепенно забирая на себя выполнение функций, пусть не в полном объеме в большинстве случаев.
Хотя, бывают и совершенно фантастические вещи, объяснение которым остается на уровне гипотез, но все-таки имеют место быть.
Например, Доктор Джо Диспенза, нейробиолог, попал в аварию и его позвоночник был сломан в 6 местах. Ему предстояла тяжелая операция, инвалидность и понимание того, что вовсе не факт, что все закончится благополучно и операция действительно даст ему шанс подняться на ноги.
С помощью своего мозга, его биохимии, которою он создавал у себя сам, своими мыслями он восстановил свой позвоночник и сейчас прекрасно себя чувствует, продолжая делиться своим опытом с людьми, нести свой способ восстановления в массы.
Таких примеров много, Джо Диспенза не единственный. Головной мозг и спинной мозг взаимосвязаны. Одно влияет на другое.
Подобно этому, восстанавливаются люди с тяжелыми физическими и психическими заболеваниями, которым в рамках современной медицины и шанса не имели на благоприятный исход, восстанавливаются вопреки всему.
Нейропластичность мозга до конца не изучена, работы в отношении ее ведутся. Много ученых заняты поисками ответов, что могло бы повлиять на восстановление мозга, его структуру, его функциональность.
Психика человека так же, связана с мозгом человека и тоже, имеет возможности к восстановлению и влиянию на работу мозга, в свою очередь и мозг, так же, воздействует на психику человека, его работу, его биохимию.
Многое еще остается загадкой в этом вопросе. Однозначно только то, что теория триединого мозга потерпела свою неудачу, пополнив количество мифов, которые ходят вокруг самого загадочного органа человека – это его головного мозга.
Если очень сильно обобщить и все-таки понимать, что разделение мозга на три зоны (рептильный мозг отвечает за инстинкты, лимбическая система за эмоции, а неокортекс за мыслительную деятельность человека) говорит о том, что эти явления происходят в доминанте, то да, можно таким образом констатировать факт, что каждый мозг имеет свою зону ответственности.
Это является верным только от части. Скорее, доминантными являются эти зоны в отношении тех вопросов, которые им вверены.
В то время как все процессы, протекающие в мозге взаимосвязаны между собой и так или иначе, весь мозг задействован в работе, а не какая-то только одна зона при проявлении инстинктов, эмоций или мыслительной деятельности человека.
Кидая камушек в воду, круги расходятся по всей глади, волнами. Подобные процессы происходят и в мозге человека, не суть важно, о чем именно идет речь, об инстинктах, эмоциях или мыслях. Подумайте об этом.
С уважением к вам, Марина Аглямова.