Существует некая путаница в понимании того, из чего же на самом деле состоит мозг человека. Многие думают, что мозг состоит из нейронов, в лучшем варианте из серого и белого вещества. Что это за вещества такие? Причем здесь нейроны?
Посмотрим на одно из самых распространенных определений, которое объясняет этот феномен:
«…У мозга сложное строение, он включает в себя миллионы нейронов, чьи клеточные тела сгруппированы в нескольких отделах и составляют так называемое серое вещество, тогда как другие содержат только нервные нити, покрытые миелиновыми оболочками, и составляют белое вещество.
Мозг состоит из симметричных половин, мозговых полушарий, разделенных длинной бороздой, толщиной 3-4 мм, внешняя поверхность которого соответствует слою серого вещества; кора головного мозга состоит из различных слоев тел нейронов…».
В то время как по факту, нейронов оказывается намного меньше, чем клеток нейроглии в реальности, но о ней почему-то нет ни слова в определении.
Про нейроны знают многие, про нейроглию только те, кто непосредственно сталкивается с необходимостью в знаниях из этой области, из нейрофизиологии головного мозга.
В то время как нейроглия, кроме количественной составляющей имеет еще много функций, которые являются весьма значимыми, но об этом, как говорится, история умалчивает… И зря.
Клетки нейроглии описаны немецким врачом, Рудольфам Вирховым еще в середине 19 века. Он же и ввел этот термин «глия», о котором мало кто знает и которому мало, кто придает значение, кроме достаточно узкого круга специалистов.
Для обслуживания потребностей миллиардов нейронов, глиоцитов должно быть куда гораздо больше, чем самих нейронов. Поэтому, нейроглия занимает почти половину объема мозга, а то и больше.
Число глиальных клеток превышает число нейронов в 10-50 раз. Но, мнение о том, что вся суть и соль заключается именно в нейронах так и продолжает царить среди людей, в то время как не только нейронная деятельность значима для мозга, но и глиальная.
К функциям нейроглии относится защита нейронов и их капилляров, секреторная деятельность, участие в метаболизме и клеточном питании.
Так как нейроглия формирует среду для работы нейронов, то ее клеточный материал доминирует в системе и составляет в ряде случаев до 90% всей массы мозга.
Поэтому, думать, что нейроны занимают доминантное место структуре мозга человека как минимум не совсем верно, если можно так мягко выразится.
Еще одно интересное явление, которое остается под знаком вопроса – это есть ли нейрогенез?
То есть, восстанавливаются ли нервные клетки? Нейропластичность, она действительно существует, и мозг все-таки способен восстанавливаться?
У клеток нейроглии сохраняется способность к митозу. Есть данные о том, что астроциты, способны превращаться в нервные клетки при инсультах, например, и не только.
Одна из вероятных зон появления новых нейронов – субгранулярная зона гиппокампа. Гиппокамп играет основную роль в обучении и формировании памяти, а для этого необходимы новые синапсы, а для них, соответственно, новые нейроны, а для новых нейронов – новая нейроглия.
Мозг способен восстанавливаться даже после самых сложных травм, операций и прочего того, что его разрушает. Это происходит еще и потому, что оставшаяся неповрежденная часть мозга забирает на себя функции нерабочей зоны и формирует новые нейронные связи.
Нейропластичность мозга интенсивно изучается в настоящее время. Лучшие умы планеты бьются над решением ряда задач, которым предстоит пролить свет на этот механизм.
Действительно, уникальными свойствами обладает мозг человека и все его волшебство, которое происходит в нейронах скрывает надежная мантия из нейроглии, которой почему-то никто не придает особого значения, кроме, пожалуй, только тех, кто непосредственно сталкивается с этим явлением по роду своей профессии, в своей деятельности.
В то время как все решают связи, нейронные связи в головном мозге человека, деятельность которых обеспечивает нейроглия.
Есть еще несколько фактов, которые существенно влияют на этот процесс, процесс восстановления мозга как его структуры, так и его функционала, и не только…
Речь идет о гомонах и ряде веществ, которые выделяются в процессе функционирования мозга. Они воистину творят чудеса. Чудеса, которые еще только предстоит объяснить современной науке.
Хотя кое-что уже является четким установленным фактом, который существенно влияет на нейропластичность мозга и приоткрывает занавес таинственности этого процесса. Но это уже совсем другая история.
С уважением к вам, Марина Аглямова.