Миф №1. Стресс приводит к болезни
Скорее этот миф вытекает не столько из иллюзий, в которые удобно по тем или иным причинам, верить обществу, сколько из непонимания понятия «стресс» и того, что в реальности прячется за ним, казалось бы, на первый взгляд, избитым понятием, которое прочно вошло в обыденную жизнь современного человека.
Стресс воспринимается как что-то отрицательное, нечто, что подрывает привычное, спокойное состояние или по-другому, прерывает залипание в зоне комфорта.
Хотя, само залипание в этой «зоне комфорта» ничто иное, как медленная деградация личности в связи с отсутствием ее развития, отсутствием нового того, что позволит личности развиваться и расти.
Поэтому, без нового, то есть без стресса, через который приходит это новое, нет жизни и нет движения в развитии. Разве стресс обязательно приведет человека к болезни?
Приведет или не приведет зависит от реакции психики человека и его физиологии. Поэтому, вопрос вовсе не в стрессе, а в механизме адаптации к этому стрессу со стороны человека.
К тому же сам стресс может быть, как позитивным (эустрессом), способствующем к развитию личности, так и негативным (дистрессом).
И опять-таки, дистресс – это состояние страдания, при котором человек не может полностью адаптироваться к стрессовым факторам и вызванному ими стрессу, при этом демонстрирует дезадоптивное поведение.
Вопрос не в самом стрессе, а в адаптации к нему, способности его переносить. Поэтому, организм человека может выдать реакцию, в следствие которой возможно, будет уход в болезнь. Только не стресс тому виной, а механизмы адаптации человека к стрессам.
Миф №2. Высокая ответственность приводит к болезни сердца
Распространено такое мнение, что чрезмерная ответственность со стороны человека, как и вообще, ответственность, приводит к серьезной нагрузке на сердце и она может сказаться на состоянии здоровья сердца и сердечно-сосудистой системы.
Действительно, коронарный тромбоз случается в одно время со стрессом и напряжением, особенно у тех, кто имеет власть и повышенную ответственность.
Несмотря на связь между рабочими стрессами и сердечными заболеваниями, при которых факт принятия решения и последующего его контроля имеет и ряд других особенностей, которые ставят под сомнение данный миф.
Установлено, что недостаток возможности со стороны человека контролировать самому свою деятельность так же, связан с переживаниями, которые ведут к проблемам с работой сердца и сердечно-сосудистой системы, причем волнений и переживаний в таком случае не меньше ничуть.
Более того, выявлен более высокий уровень заболеваемости, включая болезни сердца при низких организационных уровнях осуществления трудовой деятельности в различных сферах жизнедеятельности человека.
Поэтому, вопрос остается открытым, что есть меньшее зло, если рассматривать уровни контроля, ответственность и решения, которые принимает человек.
Это свидетельствует о том, что вовсе не в самом стрессовом факторе дело, а в том, какая будет реакция со стороны самого человека на происходящее в его жизни и опять-таки возвращаемся к способности адаптироваться и переживать стресс, а не к самой зоне ответственности, контроле и решений, которые принимает человек, вне зависимости от своего рабочего положения.
Миф №3. Реакция на стресс определяется особенностями личности самого человека
Безусловно, некая взаимосвязь имеется между особенностями личности человека и его реакциями на стресс, но она не единственная.
Интереснее в этом вопросе не сама реакция даже, а степень ее выраженности и ее качество. К тому же, такие характеристики как возрастные особенности, образование, социальный статус и адаптивные механизмы психики человека, так же дают некие отличия, которые позволяют сделать вывод, что не все зависит только от личностной характеристики человека.
К тому же, лежащие в основе характеристики личности психотипы так же дают отличия по реакциям на тот или иной стресс.
Более и в этом примере на первый план выходит само научение человека справляться со стрессами, его адаптационные механизмы, жизненные обстоятельства в контексте стресса и да, личностные характеристики тоже.
Но, опять-таки, личностные характеристики являются далеко не единственными критериями, определяющими реакцию на стресс.
Миф №4. Стресс можно измерить
Существует огромное количество всяких разных методик, позволяющих измерить стресс, уровень стресса, его влияние на человека и норма-реакцию, которая была бы прогнозируема в отношении каждого конкретного человека.
В том и заключается феномен стресса, его многогранность, что сам стресс является динамичным. Восприятие стресса меняется со временем. В момент проживания самого стресса, через небольшой промежуток времени или через несколько дней состояние человека, его реакция будет различаться.
Поэтому не представляется возможным выявить некую зависимость от того, в какой именно момент необходимо проводить эти замеры, чтобы строить какие-то прогнозы.
Помимо того, что много факторов влияет на то, какова будет реакция на стресс со стороны самого человека, так еще и временные характеристики тоже имеют свое значение.
Точнее, как реакция человека проявляется в момент стресса и через определенное время после того, как стресс состоялся.
В качестве примера возьмём одну из самых распространенных стрессовых ситуаций, которая часто распространена и посмотрим влияние времени на происходящее.
Допустим, студент сдает экзамен. Экзамен для него — это стресс. Сама реакция на стрессовый фактор может быть еще до наступления самого стресса по типу того, что студент больше боялся самого экзамена, чем он проходил в его реальности.
Или студент испытывал максимум эмоций и переживаний во время процесса сдачи экзамена. А возможно, его реакции вообще, последовали только когда экзамен закончился, через несколько минут, например.
В день экзамена, через неделю и вообще, через год каков будет уровень самого стресса? Тоже может быть разные реакции.
Один студент забудет о таком стрессе буквально на следующий день, другой будет какое-то время обдумывать и помнить, перебирать в памяти это событие, третий запомнит на всю оставшуюся жизнь.
Стресс можно попытаться измерить. Вопрос только в том, что это именно даст? Диагностика ради диагностики… И как это сделать?
К тому же, не только время влияет на степень выраженности стресса. В примере со студентом, важно знать, его отношение к самому экзамену, насколько он для него важен?
Как студент далее справлялся со своим эмоциональным напряжением: он переживал это в одиночестве, поделился с друзьями, возможно еще что-то сделал для того, чтобы снизить уровень стресса и так далее…
Уровень подготовки по предмету, который сдавал студент на экзамене так же влияет, и его ожидания в отношении желаемой отметки по предмету, взаимоотношения с самим экзаменатором и много чего еще, вплоть до того, какая погода была в тот день, дождливая или солнечная.
Конечно, я немного утрирую, но тем хочу подчеркнуть то, что стресс измерить попытаться можно, только что именно даст эта информация? Вот в чем вопрос, в целесообразности этого.
В ряде случаев это необходимо, а в ряде случае нет. Есть случаи, в которых человек вообще отрицает факт наличия у себя стресса. Тогда как измерить стресс и зачем это делать?
Еще раз повторюсь, что стресс является многогранным явлением и потому, разработать такую методику, в которой возможно было бы учесть абсолютно все важные и значимые факторы просто не представляется возможным в априори.
В то время как отслеживать динамику можно, например, используя шкалу, по которой определение уровня стресса, пусть даже субъективное, самим человеком, даст определенную информацию к действиям, которые следует предпринять, и вообще, к пониманию происходящего.
Миф №5. Стресс можно лечить и регулировать при помощи релаксации, медитации и различного рода упражнений
Безусловно, общее напряжение снизить таким образом получится, почему бы и нет. Но, сам стресс, в момент, когда он происходит, неподвластен каким-либо воздействиям.
Заранее научится реагировать на стрессовые факторы не представляется возможным, потому как это не только реакция психики тела, но и реакция физики, физиологии человека.
Потому, попадая в стрессовые ситуации, все научения у человека мгновенно куда-то деваются и только потом, спустя время приходит осознание того, что можно было поступить как-то по-другому.
Стресс нужно или переживать, или игнорировать. В любом из двух случаев имеются эмоции и это вопрос, лучше испытать эмоции в полном объеме или подавлять, загоняя в себя.
Оба варианта для организма человека являются некоей «проблемой». При помощи релаксации, медитации и иных упражнений регулируется вовсе не стресс, а состояние, которое образовалось у человека после того, как реакция на сам стресс состоялась.
Поэтому, в сам момент стресса работают не методики, а человек, физика и психика его тела. Если на мозг можно как-то повлиять, то вмешаться в работу психики и физики тела крайне проблематично, тем более такими методами.
Стресс, в зависимости от восприятия человеком контекста происходящего, имеет некий эффект шока в самые первые мгновенья.
Потому, на первое место выдвигается именно проявление инстинктов, которые имеются у человека. Нет таких техник, методов и способов, которое могли бы каким-то образом перепрограммировать инстинкты человека, во всяком случае легализованных.
Потому, человек занимает, как правило, одну из трех позиций: «бей», «беги» или «замри», когда речь идет о самих инстинктах.
Есть еще одна позиция, которой можно научится, и она хорошо оправдала себя в ситуациях, связанных со стрессами. Это позиция наблюдения. Конечно, на ровне с инстинктами ее ставить нельзя. Это социальное научение.
Но, она близка к позиции «замри». В том то и дело, что позиции «бей» и позиция «беги» достаточно рискованные и энергозатратные, то есть некие крайности. В то время, как позиция «замри» может показаться весьма привлекательной в отношении большего успокоения.
Потому, в этой самой позиции «замри» можно отстраниться от ситуации, в которой предполагается наличие стресса и наблюдать.
Когда по определенным причинам нет сил ни моральных, ни физических и вообще, переживать стрессы далеко не всегда является чем-то воистину приятным, то самой оптимальной по многим параметрам будет как раз-таки позиция «наблюдения».
Эта позиция потребует не только определенного уровня знаний, но и вообще, самообладания, способности справляться со своими эмоциями, работу ума.
Наблюдение в стрессовых ситуациях дает выгодное преимущество, но не смотря на огромное количество плюсов, такая позиция подходит далеко не всем, потому как позиции и инстинкты, все-таки вещи разные.
Поэтому, какой бы ни была реакция человека на стрессы, важно то, как он восстанавливается после них. А это уже совсем другая история…
С уважением к вам, Марина Аглямова.