Показания:

  • Аналитическое, системное, творческое мышление
  • Логические, математические способности
  • Интерес к работе с информацией
  • Исследовательский интерес
  • Высокая общая эрудиция
  • Высокая нравственность
  • Медицинская подготовка, знания психологии и педагогики
  • Высокая продуктивность
  • Целеустремленность, активность
  • Саморазвитие, стремление к обучению
  • Лидерские и организаторские способности
  • Умение работать коллегиально, в команде
  • Умение работать в режиме многозадачности
  • Коммуникативность
  • Развитые вербальные и невербальные способности
  • Желание работать в сфере общения
  • Этичность,эмпатия, интуиция
  • Высокая концентрация внимания,
  • Хорошая память, воображение, речь
  • Лексические способности
  • Стрессоустойчивость
  • Саморегуляция, в том числе эмоционально-волевая
  • Объективность, критичность
  • Уметь оставлять работу на работе
  • Полноценно восстанавливаться после работы

Противопоказания:

  • Наличие психических заболеваний, сердечно-сосудистых, вирусных, проблемы с памятью, вниманием, речью, зрением, слухом, хронические мигрени и прочее, что препятствует ведению клинической практики.

Пояснение

Клинический психолог должен обладать особенностями мышления, которые позволят ему успешно осуществлять свою деятельность. Прежде всего, это наличие аналитического мышления.

Аналитика нужна для того, чтобы анализировать имеющуюся информацию верно и выстраивать, соответственно, работу в отношении разрешения проблемного поля клиента, корректировать ее в зависимости от имеющихся результатов.

Клинический психолог работает не с самой патологией, а с ее носителем и тем проблемным полем, которое имеется у него. Не всякая патология («патос» – страдание) является болезнью.

Клинический психолог работает как с носителями диагнозов, так и с людьми, находящимися в норме, имеющими определенного рода проблемы, вызывающие страданья, в той или иной степени.

Каждый человек индивидуален. Соответственно, индивидуальным должен быть подход в работе с человеком. Более того, не все случаи, которые имеются в практике клинического психолога описаны и изучены.

Мозг и психика человека до конца не изучены и ответы на многие вопросы только предстоит найти.

Поэтому мышление клинического психолога должно быть творческим и системным. Это позволит справляться с нестандартными задачами, случаями, которые еще не описаны в клинической практике.

Системное мышление позволит систематизировать имеющиеся данные, организовать процесс хранения информации, ведение документации. 

Математические способности позволят обрабатывать диагностический материал, работать с цифрами, графиками и иными способами обработки и систематизации информации. Логические способности помогут выстраивать верную тактику и стратегию в отношении разрешения проблемного поля клиента.

Без исследовательского интереса и интереса к работе с информацией вовсе не представляется возможным осуществлять деятельность клинического психолога, так как это основа его деятельности. 

Более того, при проведении диагностики и клинической беседы дополнительно необходимо так же иметь высокую концентрацию внимания и хорошие лексические способности, чтобы установить все значимые моменты, определить симптомы. Так же, определить степень выраженности симптомов, наличие и степень выраженности синдромов у клиента.

Не только проблемные, но и имеющиеся в наличие сохраненные характеристики клиента так же необходимо зафиксировать и учесть для полной общей клинической картины.

Для максимально верной интерпретации полученных данных от клиента и выстраивании эффективной работы в отношении него, клиническому психологу необходимо обладать большим объемом знаний.

Высокая общая эрудиция позволит работать с разной категорией граждан, имеющих разный социальный статус и профессиональную направленность. Владение профессией и ряд других факторов накладывает определенный отпечаток на личность человека и этот факт необходимо учитывать, в том числе, при работе с людьми.

Безусловно, у клинического психолога должна быть хорошая медицинская подготовка в первую очередь, достаточные знания психологии и педагогики. В компетенцию клинического психолога входит много функций, в том числе, и просветительская работа, профилактика профессионального выгорания, например, обучение медицинского персонала.

Не только в отношении клиентов происходит педагогический процесс с целью обучения более эффективным стратегиям, навыкам и способам справляться с теми трудностями, которые имеются у них по факту, но и с родственниками клиента в случае необходимости, с медицинским персоналом работает клинический психолог. Для этого необходимо иметь педагогические способности и знания в области педагогики, коррекционной педагогики и не только.

Саморазвитие, стремление к обучению у клинического психолога является так же, важными и значимыми условиями для осуществления успешной деятельности.

Медицина, педагогика и психология являются динамично развивающимися науками, в которых происходят новые открытия, разрабатываются более эффективные методики на основе их и многое другое, что позволяет сохранять профессиональную пригодность и развиваться как специалисту, выдерживать конкуренцию, а также соответствовать установленным требованиям, предъявляемым к профессии клинического психолога.

Знания, носителем которых является клинический психолог должны быть прежде всего, актуальными и достаточными. Для этого необходимо постоянно развиваться в профессиональном плане.

Кроме того, клинический психолог должен развиваться как личность. Что бы помогать другим людям, необходимо прежде всего, самому быть в ресурсном состоянии и научится помогать самому себе, а также пользоваться помощью со стороны других специалистов. Обратная связь от них поможет определить проблемное поле и зону роста, направление развития.

С этим всем необходимо работать постоянно, чтобы исключить возможность решать свои проблемы через взаимодействие с клиентами. Клинический психолог должен быть в ресурсном состоянии для того, чтобы вести эффективную практику в отношении других людей.

Безусловно, требования этики, морали и нравственности в работе должны соблюдаться безоговорочно. Объективность в отношении клиента, критичность к происходящему и своим собственным действиям так же является обязательным условием для ведения практики, без которого не представляется возможным оказывать эффективную помощь людям.

Такие личностные особенности, как стрессоустойчивость, саморегуляция, в том числе эмоционально-волевая регуляция позволит клиническому психологу выдерживать моральные и эмоциональные нагрузки, чтобы оставаться в ресурсном состоянии и самому профессионально не выгореть, а также оказывать эффективную помощь, особенно в работе с тяжелыми случаями. 

Желание работать в сфере общения, так же, является ключевым в профессии клинического психолога. Но, только одного желания, безусловно, не достаточно.

Клинический психолог должен быть эмпатичным к людям, что является основой консультирования и психотерапии. Психотерапия – это не просто лечение «словом», это лечение души душой. Психика (психея – душа) является тонкой материей. Ее необходимо, кроме всего вышеперечисленного, еще и чувствовать.

Не все возможно объяснить с помощью слов. Есть вещи, не поддающиеся объяснению, но играющие значимую роль. Поэтому, интуиция тоже, должна быть развита у клинического психолога.

Механизм интуиции прост: это та гамма запахов, которая попадая в мозг не имеет словесно-логической интерпретации, но дающая верную информацию. Аналитический ум человека способен ошибаться, поэтому ему на помощь приходит интуиция как процесс, который работает безошибочно, конечно, если у человека нет патологий в работе головного мозга. И это важный фактор.

Клинический психолог должен иметь хорошо развитые высшие функции своей психики. Хорошая память позволит удерживать необходимую информацию, используемую в работе.

Воображение лежит в основе творческого мышления и разработке новых методов, способов решения, поставленных задач. Важным также является речь. Это главный инструмент в работе клинического психолога.

Вербальная и невербальная речь должна быть развита в достаточной степени что бы осуществлять взаимодействие, коммуницировать, достигать нужных целей в отношении людей, а также верно интерпретировать информацию, поступающую от них, влиять и воздействовать на них с психотерапевтическими целями.

Письменная и устная речь так же, должна быть, соответственно, грамотной.

Высокие коммуникативные навыки необходимы не только для успешного ведения практики в отношении клиентов, но и для эффективного взаимодействия с иными специалистами, принимающими участие в терапевтическом и консультационном процессе.

Достаточно часто встречаются клинические случаи, выходящие за пределы компетенции клинического психолога и требующие вмешательство со стороны других специалистов, например, врачей, иного медицинского персонала, социальных педагогов, социальных работников и не только.

Поэтому, умение работать в команде, лидерские и организаторские способности, так же, должны иметься у клинического психолога. Клинический психолог должен уметь работать коллегиально.

Более того, задачи, которые стоят перед клиническим психологом разные, в зависимости от того, чем именно будет заниматься клинический психолог и в какой форме, в каком формате будет осуществлять свою деятельность.

В независимости от того, будет он являться частным специалистом или работать в соответствующих заведениях, ему необходимо уметь работать в режиме многозадачности, чтобы осуществлять свою деятельность согласно должностным обязанностям в полном объеме.

В завершении могу добавить, что все вышесказанное осуществимо если клинический психолог будет активен, соответственно, иметь высокую продуктивность деятельности и целеустремленность, а также уметь оставлять работу на работе, полноценно восстанавливаться после трудовой деятельности.

С уважением к вам, Марина Аглямова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Explore More

Опросник «СМ» Стили мышления

21.12.2022 Нет комментариев 0 tags

Опросник рассчитан на диагностику 5 стилей мышления и содержит 18 утверждений. Стили мышления: Опросник «СМ» представляет собой русскоязычную адаптированную версию известного опросника InQ, разработанного Р. Брэмсоном, А Харрисоном (Harrison A.F.,